- Главная
- /
- Про АРГО
- /
- Прямая речь
- /
- Иван Вырыпаев о московском варианте АРГО, Фестивале Человека и творчестве
Иван Вырыпаев о московском варианте АРГО, Фестивале Человека и творчестве
Возврат к списку
Культовый российский кино и театральный режиссер, руководитель модного, московского театра современной драмы «Практика» Иван Вырыпаев приехал в Ижевск на Фестиваль Человека. Аргонавты к визиту специального гостя подготовились основательно: забили его расписание по полной – около 10 встреч за два неполных дня.
Несмотря на самый плотный график в жизни режиссера, команда подумала и о восстановлении его физических и душевных сил. Специально для читателей нашего сайта, Иван рассказал о целях приезда, отношении к собственным фильмам, Москве, политики и новой концепции театра, сразу после утреннего занятия йогой.
- Иван, йога – это то, с чего начинается каждое ваше утро?
- Да, я стараюсь делать легкую разминку, чтобы привести себя в форму. Для меня это также как почистить зубы.
- На первых двух встречах Вы говорили разными словами, но примерно об одном. Есть ли какое-то главное послание, которые Вы привезли с собой на Фестиваль Человека?
- Мое дело - не говорить, я все таки художник: создаю спектакли, пишу пьесы, снимаю фильмы. Когда я выступаю, то ловлю себя на мысли, что занимаюсь не своим делом. Но сегодня мир таков, что людям интересно еще и увидеть творческого человека. Это такие правила игры. Действительно, есть одна актуальная для нашей страны тема, на которую всем, как мне кажется, стоит говорить: нужно открыться друг другу, самому себе и миру вокруг. Вы же видите, что наша политика, наши законы направлены как раз на закрытие. Все идет на сдерживание. И в этом тоже есть суть, это не бессмысленно. Это глупо, но в этой глупости есть доля логики - должно быть некое сдерживание. Посмотрите как Китай, сдерживал-сдерживал, а теперь постепенно одно разрешает, другое. Вот уже и двух детей можно иметь, про секс заговорили, постепенно бизнес туда входит и, таким образом, увидите, станет первой страной в мире. Но любое сдерживание, реформа или открытость - все это должно быть человечным. Мы должны понимать, что все, что мы разрешаем или запрещаем, относится к человеку, прежде всего. Когда мы говорим гомосексуалист, то мы кого имеем в виду?! Мы имеем в виду человека. Мы так небрежно общаемся с людьми, берем и целый пласт просто выбрасываем. У меня есть друзья гомосексуалисты, они приходят ко мне домой. Они что, развращают мох детей?! Нет, конечно. Когда мы говорим левый, правый, националист, демократ, кто угодно, мы кого имеем в виду?! Мы имеем в виду человека. Выстраивая политику, издавая законы, мы для кого это делаем?! Если представить, что я издаю закон для своих родных детей, разумеется, я хочу их от чего-то уберечь, но если это мои дети, я уже не буду с ними так жесток. Вот в чем суть.
- От политики вернемся к творчеству. У Вас особое отношение к своим предыдущим фильмам, после завершения Вы их не пересматриваете. Это какой-то принцип?
- Последний раз я смотрю фильм на премьере. Но здесь нет никакого принципа. Мне просто не зачем их больше смотреть. Я очень долго работаю над картинами и знаю каждый кадр. Как только я не могу больше влиять на процесс, это уже как будто бы мне не принадлежит, и я не имею к этому отношение. Если Вы мне зададите вопрос про «Эйфорию», я вообще не знаю о чем говорить. Я даже не помню, о чем этот фильм. Я могу сейчас начать вспоминать свои мотивации, но уже нет того человека, который снял этот фильм. И нет человека, который снял «Кислород», и уже почти нет человека, который снял «Танец Дели». И так же с пьесами. А как зрителю мне просто не интересно, потому что я знаю, чем все закончится.
- Общаясь с аудиторией, что для Вас самое главное?
- Попасть. Проверить, что есть обратная реакция. Вообще система настоящего театра для меня складывается следующим образом. Когда я выполняю определенное действие, я думаю о том, какое чувство я хочу, чтобы возникло в зале. Фокус у меня на зрителе, не на своих эмоциях. Я что-то сделал, идет обратная реакция, и вот тогда я получаю и наполняюсь. Я сказал, люди заплакали, и я это почувствовал.
- Рассказывая про театр, Вы говорили, что если своим выступлением Вы «попадаете», то зритель приходит и покупает билет на спектакль. А в случае с Фестивалем Человека, для чего все эти встречи?
- Я сам ничего не организую. Я с удовольствием приехал в Ижевск, но все таки инициатором был Лев Гордон. Главное, что я не позволяю себе обманываться, что в мох выступлениях есть цель или миссия. Я не могу кого-то научить или изменить. Я прихожу и делюсь тем, что у меня есть. Я просто стараюсь быть очень непосредственным прямо здесь и сейчас.
- Ощущения от ижевской аудитории, они какие?
- Для меня нет никакой ижевской аудитории, просто люди. Всегда все разные или одинаковые независимо от города или страны.
- Ваше отношение к Фестивалю Человека?
- Я посмотрел программу - сильнейшая история. Как раз, может быть, мой приезд - это самое незначительное событие фестиваля. Все, что происходит - это невероятно важно, потому что сегодня мы должны понять, что для нашей страны самое главное - это образование. Под образованием я понимаю не только сухую науку, но и все аспекты: культурные, социальные, духовные. То, что сегодня делает Лев Гордон с командой - это бесценно. У людей есть возможность встречаться с самыми разными людьми, ходить на мастер-классы и так далее. Я сам из Иркутска. Я уехал оттуда в 2000 году и помню, что в 98-м году, когда я делал там свою студию, я испытывал колоссальный голод. Вот если бы ко мне тогда приезжали люди из разных городов и со мной разговаривали, я был бы просто счастлив. Но у меня даже близко похожей ситуации не было. Это очень важно, нам же нужно развиваться.
- Если говорить о театре «Практика», то в Ижевск Вы приехали еще и за новым опытом для его развития. Расскажите об этом.
- Мне вообще дорог контакт со Львом, потому что он занимается именно планированием, выстраиванием и структурированием коммуникаций со всеми городскими сообществами. А мне как раз этого и не хватает. У меня совершенно нет в этом опыта, да, честно говоря, ни у кого его нет. То, чем мы сейчас пытаемся заниматься в Москве и в «Гоголь центре» и везде - это абсолютно новые вещи. Театры, которые созданы по советской модели, больше не работают. Но как делать не просто театр, а среду для интересного, всестороннего общения толком не знает никто. Есть европейский театр, но он тоже не всегда подходит, потому что у нас другая среда. Для меня очень ценен обмен опытом: как работать внутри, с коллегами, как организовать весь процесс и выстраивать отношения. Я сейчас смотрю, как работает АРГО и для меня это тоже наука. Город Москва, конечно, очень большой. Мы не сможем сделать одну такую организацию, их должно быть минимум 7, потому что один район Москвы, как Ижевск примерно.
- Москва, кстати, по-прежнему в тренде. В Ижевске, как, наверное, по всей России, молодежь стремится ее покорить. Ваше отношение к этому?
- Понимаю, почему люди уезжают в Москву, я же сам уехал. Это, конечно, звучит нелепо, давать обратный совет, но для многих лучше оставаться там, где живешь и приносить пользу родному городу. Я прекрасно понимаю, что и сейчас я не смог бы вернуться в Иркутск, потому что мне там нечего делать. Может быть, я еще постарею, стану более мудрым и тогда вернусь. Но Иркутск – это крайний случай, не во всех городах так. Чувствуешь, что надо ехать, надо реализовывать свой потенциал, иначе потом начнешь впадать в депрессию, считая что жизнь не состоялась. Но было бы здорово, если бы люди уезжали посмотреть, поучиться, а потом возвращались. Москва - это действительно энергетический город с большим количеством возможностей, но там и очень много опасностей. Там очень сложная энергетика. Я прилетаю в Ижевск или еще куда-то, выхожу из самолета и сильно чувствую перемену. Меня как будто бы отпускает. Москва - это что-то невероятно, там бесчеловечные условия. Люди приезжают туда чего-то достигать, поэтому все толкаются локтями, сильно развита жестокость.
- Иван, спасибо Вам за ответы, будем следить за Вашим творчеством и с нетерпением ждать нового фильма с участием Далай Ламы.