Иван Вырыпаев о московском варианте АРГО, Фестивале Человека и творчестве

Иван Вырыпаев о московском варианте АРГО, Фестивале Человека и творчестве

Возврат к списку
Иван Вырыпаев в ИжевскеКультовый российский кино и театральный режиссер, руководитель модного, московского театра современной драмы «Практика» Иван Вырыпаев приехал в Ижевск на Фестиваль Человека. Аргонавты к визиту специального гостя подготовились основательно: забили его расписание по полной – около 10 встреч за два неполных дня.
 Несмотря на самый плотный график в жизни режиссера, команда подумала и о восстановлении его физических и душевных сил. Специально для читателей нашего сайта, Иван рассказал о целях приезда, отношении к собственным фильмам, Москве, политики и новой концепции театра, сразу после утреннего занятия йогой. 

- Иван, йога – это то, с чего начинается каждое ваше утро? 

- Да, я стараюсь делать легкую разминку, чтобы привести себя в форму. Для меня это также как почистить зубы.

 - На первых двух встречах Вы говорили разными словами, но примерно об одном. Есть ли какое-то главное послание, которые Вы привезли с собой на Фестиваль Человека? 

Более 700 ижеван встретились с Вырыпаевым на Фестивале Человека- Мое дело - не говорить, я все таки художник: создаю спектакли, пишу пьесы, снимаю фильмы. Когда я выступаю, то ловлю себя на мысли, что занимаюсь не своим делом. Но сегодня мир таков, что людям интересно еще и увидеть творческого человека. Это такие правила игры. Действительно, есть одна актуальная для нашей страны тема, на которую всем, как мне кажется, стоит говорить: нужно открыться друг другу, самому себе и миру вокруг. Вы же видите, что наша политика, наши законы направлены как раз на закрытие. Все идет на сдерживание. И в этом тоже есть суть, это не бессмысленно. Это глупо, но в этой глупости есть доля логики - должно быть некое сдерживание. Посмотрите как Китай, сдерживал-сдерживал, а теперь постепенно одно разрешает, другое. Вот уже и двух детей можно иметь, про секс заговорили, постепенно бизнес туда входит и, таким образом, увидите, станет первой страной в мире. Но любое сдерживание, реформа или открытость - все это должно быть человечным. Мы должны понимать, что все, что мы разрешаем или запрещаем, относится к человеку, прежде всего. Когда мы говорим гомосексуалист, то мы кого имеем в виду?! Мы имеем в виду человека. Мы так небрежно общаемся с людьми, берем и целый пласт просто выбрасываем. У меня есть друзья гомосексуалисты, они приходят ко мне домой. Они что, развращают мох детей?! Нет, конечно. Когда мы говорим левый, правый, националист, демократ, кто угодно, мы кого имеем в виду?! Мы имеем в виду человека. Выстраивая политику, издавая законы, мы для кого это делаем?! Если представить, что я издаю закон для своих родных детей, разумеется, я хочу их от чего-то уберечь, но если это мои дети, я уже не буду с ними так жесток. Вот в чем суть.

 - От политики вернемся к творчеству. У Вас особое отношение к своим предыдущим фильмам, после завершения Вы их не пересматриваете. Это какой-то принцип? 

Вырыпаев о природе творчества- Последний раз я смотрю фильм на премьере. Но здесь нет никакого принципа. Мне просто не зачем их больше смотреть. Я очень долго работаю над картинами и знаю каждый кадр. Как только я не могу больше влиять на процесс, это уже как будто бы мне не принадлежит, и я не имею к этому отношение. Если Вы мне зададите вопрос про «Эйфорию», я вообще не знаю о чем говорить. Я даже не помню, о чем этот фильм. Я могу сейчас начать вспоминать свои мотивации, но уже нет того человека, который снял этот фильм. И нет человека, который снял «Кислород», и уже почти нет человека, который снял «Танец Дели». И так же с пьесами. А как зрителю мне просто не интересно, потому что я знаю, чем все закончится.

- Общаясь с аудиторией, что для Вас самое главное? 

- Попасть. Проверить, что есть обратная реакция. Вообще система настоящего театра для меня складывается следующим образом. Когда я выполняю определенное действие, я думаю о том, какое чувство я хочу, чтобы возникло в зале. Фокус у меня на зрителе, не на своих эмоциях. Я что-то сделал, идет обратная реакция, и вот тогда я получаю и наполняюсь. Я сказал, люди заплакали, и я это почувствовал. 

- Рассказывая про театр, Вы говорили, что если своим выступлением Вы «попадаете», то зритель приходит и покупает билет на спектакль. А в случае с Фестивалем Человека, для чего все эти встречи?

 - Я сам ничего не организую. Я с удовольствием приехал в Ижевск, но все таки инициатором был Лев Гордон. Главное, что я не позволяю себе обманываться, что в мох выступлениях есть цель или миссия. Я не могу кого-то научить или изменить. Я прихожу и делюсь тем, что у меня есть. Я просто стараюсь быть очень непосредственным прямо здесь и сейчас. 

- Ощущения от ижевской аудитории, они какие?

 - Для меня нет никакой ижевской аудитории, просто люди. Всегда все разные или одинаковые независимо от города или страны.

Программа Фестиваля Человека- Ваше отношение к Фестивалю Человека?

 - Я посмотрел программу - сильнейшая история. Как раз, может быть, мой приезд - это самое незначительное событие фестиваля. Все, что происходит - это невероятно важно, потому что сегодня мы должны понять, что для нашей страны самое главное - это образование. Под образованием я понимаю не только сухую науку, но и все аспекты: культурные, социальные, духовные. То, что сегодня делает Лев Гордон с командой - это бесценно. У людей есть возможность встречаться с самыми разными людьми, ходить на мастер-классы и так далее. Я сам из Иркутска. Я уехал оттуда в 2000 году и помню, что в 98-м году, когда я делал там свою студию, я испытывал колоссальный голод. Вот если бы ко мне тогда приезжали люди из разных городов и со мной разговаривали, я был бы просто счастлив. Но у меня даже близко похожей ситуации не было. Это очень важно, нам же нужно развиваться.

- Если говорить о театре «Практика», то в Ижевск Вы приехали еще и за новым опытом для его развития. Расскажите об этом.

 - Мне вообще дорог контакт со Львом, потому что он занимается именно планированием, выстраиванием и структурированием коммуникаций со всеми городскими сообществами. А мне как раз этого и не хватает. У меня совершенно нет в этом опыта, да, честно говоря, ни у кого его нет. То, чем мы сейчас пытаемся заниматься в Москве и в «Гоголь центре» и везде - это абсолютно новые вещи. Театры, которые созданы по советской модели, больше не работают. Но как делать не просто театр, а среду для интересного, всестороннего общения толком не знает никто. Есть европейский театр, но он тоже не всегда подходит, потому что у нас другая среда. Для меня очень ценен обмен опытом: как работать внутри, с коллегами, как организовать весь процесс и выстраивать отношения. Я сейчас смотрю, как работает АРГО и для меня это тоже наука. Город Москва, конечно, очень большой. Мы не сможем сделать одну такую организацию, их должно быть минимум 7, потому что один район Москвы, как Ижевск примерно. 

Иван Вырыпаев в Москве, как в тюрьме  - Москва, кстати, по-прежнему в тренде. В Ижевске, как, наверное, по всей России, молодежь стремится ее покорить. Ваше отношение к этому?

 - Понимаю, почему люди уезжают в Москву, я же сам уехал. Это, конечно, звучит нелепо, давать обратный совет, но для многих лучше оставаться там, где живешь и приносить пользу родному городу. Я прекрасно понимаю, что и сейчас я не смог бы вернуться в Иркутск, потому что мне там нечего делать. Может быть, я еще постарею, стану более мудрым и тогда вернусь. Но Иркутск – это крайний случай, не во всех городах так. Чувствуешь, что надо ехать, надо реализовывать свой потенциал, иначе потом начнешь впадать в депрессию, считая что жизнь не состоялась. Но было бы здорово, если бы люди уезжали посмотреть, поучиться, а потом возвращались. Москва - это действительно энергетический город с большим количеством возможностей, но там и очень много опасностей. Там очень сложная энергетика. Я прилетаю в Ижевск или еще куда-то, выхожу из самолета и сильно чувствую перемену. Меня как будто бы отпускает. Москва - это что-то невероятно, там бесчеловечные условия. Люди приезжают туда чего-то достигать, поэтому все толкаются локтями, сильно развита жестокость.

- Иван, спасибо Вам за ответы, будем следить за Вашим творчеством и с нетерпением ждать нового фильма с участием Далай Ламы.