
Не открою Америки заявлением, что реализация проекта — дело хлопотное. Эйфория от победы в конкурсе и получения гранта улетучивается быстро, а проект еще не только написать, но и сделать надо. Как верно заметил один из моих учителей проектного дела, во время реализации проекта обязательно наступает момент, когда автору хочется повеситься, но не навсегда, а только на время реализации проекта. Но всегда наступает прекрасная пора подведения итогов, праздничных фанфар, фуршетов, благодарностей всем, кто помогал и участвовал.
15 октября в Генеральском доме на очень расширенном заседании Ученого совета мы подводили первые итоги исследовательского проекта «Музей Ижевска: новые смыслы промзоны». Ученые советы музеев — явление закрытое, академическое, сугубо внутреннее и широкой публике не очень понятное. Но в Музее Ижевска, как все уже могли не раз убедиться - все по-другому. .Напомню, что год назад этот проект ВЦ «Галерея» (автор Г.В. Тарануха) стал победителем Всероссийского конкурса «Меняющийся музей в меняющемся мире», организованного Благотворительным фондом В. Потанина в номинации «музейные исследования». В течение года группа ученых, музейщиков, краеведов работала над концепцией будущего музея и усиленно искала эти новые смыслы и образы нашего города. В результате — всем участникам вручили комплект красивых, я бы даже сказала, гламурных для научного издания сборников статей про Ижевск и собственно концепцию Музея города и будущего музейного квартала. Концепция музея — документ внутренний, корпоративный, впервые была представлена в краткой форме: всего 25 страниц. И написана, в чем теперь может убедиться каждый внятным человеческим языком. Все о чем говорили в течение года в связи с музеем Ижевска и реконструкцией исторического центра перешло из устной речи в разряд письменного документа.
За последнее десятилетие мне довелось участвовать в написании многих стратегических документов, называемых концепцией (концепция развития Сибирского тракта, концепция развития туризма в УР, концепция развития музейной сети). К сожалению многие из этих документов остались на уровне красивых идей. Наверное потому, что писались не для людей, а для начальников и для коллег. Для меня главный итог проекта — его публичность. О музее города говорят, пишут, обсуждают. В музей идут люди и приносят семейные реликвии, рассказывают семейные и личные истории. На площадке музея работает выставка актуальных художников, здесь постоянно тусуется творческая молодежь города.
Открытия музея ждут!
Оказалось, что нас могут объединять не только общие беды и проблемы в виде плохих дорог и малого количества мест в детских садах. Высокая планка создания в Ижевске музея европейского уровня вдохновляет всех, идеи преобразования бывшей промзоны в культурный и исторический центр находят поддержку горожан, прекрасные полиграфические издания музея нравятся всем. И все бы хорошо, но как в той сказке про Мальчиша-Кибальчиша что-то нехорошо. Тревогу вызвало выступление Е.Ф. Шумилова о ходе работ над проектом реставрации Генеральского дома. Без публичного обсуждения меняется техническое задание. Непонятно на какой период будет реставрироваться дом, как будут соотнесены концепции реставрации дома и развития Летнего сада. Выступивший на обсуждении директор Летнего сада Е.В. Тепляков говорил о необходимости сохранения всех поздних пристроев,что вызвало категорическое несогласие экспертов, считающих, что они уродуют облик классического здания.
В очередной раз стало очевидно: все что касается сохранения исторической памяти города требует постоянного общественного контроля. Не быть Ижевску живым городом при мертвой памяти.
Куранты на заводской башне — символе города — остановились впервые за всю историю! У нас больше нет права и времени на бесстрастное выжидание.