Ижевск – город, комфортный для всех

Ижевск – город, комфортный для всех

Ижевск – город, комфортный для всех

Ижевск должен стать городом, комфортным для всех – автомобилистов, велолюбителей, пешеходов, людей с ограниченными возможностями, детей и взрослых. В решении этой глобальной, социально значимой задачи задействованы все имеющиеся в распоряжении столичных властей ресурсы – бюджетные, организационные, интеллектуальные, творческие.

Год назад я вошёл в команду городского руководства в качестве советника Главы Администрации г. Ижевска по транспорту и дорожному хозяйству.
Моей приоритетной задачей было и остается развитие городской велосети и организация велоинфраструктуры. Потребность в этом в Ижевске назрела давно. С каждым годом любителей перемещаться по городу на велосипедах становится все больше, причем среди людей самого разного возраста, уровня физической подготовки и социального статуса. Велосипед – транспорт абсолютно для всех, что многократно доказано ижевскими велолюбителями. И не обращать внимания на интересы и потребности этих людей, считаю, неправильно. Город должен быть комфортным для каждого жителя - власти это понимают. Именно поэтому год назад на повестке дня возник вопрос о необходимости создания в  Ижевске велодорожной сети, и была разработана программа развития велодвижения. Она рассчитана на 2013-2015 годы и подкреплена бюджетным финансированием. Я благодарен главе Администрации г. Ижевска Денису Владимировичу Агашину за доверие и за поддержку моих предложений как по развитию велосипедной инфраструктуры, так и по повышению безопасности дорожного движения и благоустройства города, среди которых разработка маршрутов и принципы зонирования пешеходных и велосипедных зон, использование желтого цвета в дорожной и тротуарной разметке, организация выделенных полос движения для общественного пассажирского автотранспорта, создание пешеходной улицы. И это только часть идей, которые направлены на повышение уровня мобильности и доступности городской транспортной инфраструктуры. 
 
     При организации велосипедной сети учитывается мнение горожан.  Это одно из обязательных условий в работе горадминистрации при реализации любого социально значимого проекта. Мне не раз приходилось слышать добрые отзывы о велодорожке на Набережной, которая появилась в городе первой и стала очень популярной у велолюбителей. Многие отмечают не только ее высокое качество, но и то, что здесь грамотно разграничены пешеходная и велосипедная зоны, что вдоль дорожки установлены дорожные знаки, нанесена разметка в ставших уже традиционными для ижевских дорог цветах - белом и желтом. В наших погодных условиях они наиболее оптимальны. Для лучшего перемещения велосипедистов дорожка имеет разную ширину на отдельных участках. Словом, все сделано для того, чтобы и велосипедистам, и пешеходам было комфортно.
Также очень внимательно и взвешенно мы подошли к организации выделенных полос движения на улице Удмуртской. Это своеобразный эксперимент, его главная задача не пересадить автолюбителей на общественный транспорт, а сделать городские магистрали более удобными для всех участников дорожного движения. Изначально планировалось задействовать в проекте улицу Ново-Ажимова, но из-за специфики рельефа, неравномерности ширины дороги, наличия моста данное предложение по решению ГИБДД было отклонено. На улице Удмурткой выделенные полосы заработали с 1 июля, и сегодня мы наблюдаем, что менталитет автолюбителей постепенно меняется – в часы пик все меньше частного автотранспорта заезжает на полосы для городских автобусов и троллейбусов. Важно отметить, что разделение и незначительное сужение  полос движения произведено в соответствие с ГОСТом. Тем самым нам удалось фактически на пустом месте начать более эффективно использовать дорожное полотно и оптимизировать движение пассажирского транспорта.
 
К концу 2014 года общая велосипедная сеть Ижевска должна составить 26 километров. Такую задачу поставил Глава Администрации города. В настоящее время велосипедные дорожки проходят по набережной Ижевского пруда, в том числе по южной стороне, по улицам Кирова, Холмогорова, 10 лет Октября, строятся по улицам 40 лет Победы, Ленина, Камбарская. Маршруты и все организационно-технические вопросы согласовываются с Администрацией города и ГИБДД. Самым тесным образом мы сотрудничаем с Ассоциацией развития «АРГО» и сообществом велолюбителей Ижевска. Планируется, что в следующем году велосипедные дорожки появятся в городке Металлургов, в Строителе, но для начала нам необходимо проработать и согласовать маршруты, подготовить проектно-сметную документацию и соотнести затраты с теми средствами, которые заложены в бюджете города на развитие велосипедной сети. Это длительная работа, но думаю, что задача 2015 года - ввести в строй еще 14 километров велосети – будет успешно выполнена, и нам удастся проложить непрерывный маршрут, по которому можно будет добраться от улицы Камбарской до Липовой рощи.    

 Существует несколько проблем. Первая заключается в том, что уличная сеть Ижевска совершенно не приспособлена для организации велосипедных дорожек. «Встроиться» в существующие параметры довольно сложно, что препятствует более активному развитию велоинфраструктуры. Поэтому вполне естественно, что велосипедные дорожки появляются прежде всего на центральных улицах - они более широкие и удобные для организации велосипедного и пешеходного движения. Но мы уже пошли в спальные микрорайоны. В этом году начали осваивать район Старого аэропорта. Большой удачей стало строительство велодорожки по улице 10 лет Октября - от улицы Буммашевской до студенческих общежитий. Некогда мрачная безлюдная улица с плохим асфальтом, которая постоянно затапливалась во время дождей, теперь одно из излюбленных мест отдыха горожан, до позднего вечера она полна народу. Здесь был выполнен целый комплекс работ по реконструкции дорожной сети, нанесена разметка. Установлены дорожные знаки и полусферы, ограничивающие движение автотранспорта. Вторая проблема – это разногласия с сетевиками, правда, благодаря заинтересованной позиции городских властей она в той или иной степени регулируется. И третья – это погодные условия нынешнего лета, которые никак не дают строителям развернуться в полную силу. Сегодня на устройстве велодорожек работает порядка 50 человек и 12 единиц техники. Это серьезный потенциал.
 
     Мы долго думали, как разграничить велосипедную и пешеходную зоны, не вызвав протеста участников дорожного движения. В результате родилась идея с условными знаками: белый человечек в круге символизирует пешеходную дорожку, желтый велосипед – велосипедную. И никаких запрещающих знаков! Это важный психологический момент. Главная задача – не запретить, а привлечь внимание и разграничить зоны движения. Люди должны научиться делить общее жизненное пространство. В этом году мы наблюдаем, что гораздо меньше пешеходов стало заходить на велодорожки, значит, в общественном сознании происходят правильные изменения. Значит, все мы на правильном пути. Должен сказать, что рассматривалась возможность выделения велосипедных дорожек на проезжей части городских улиц. Но от нее решено было отказаться, поскольку главным критерием для нас является безопасность людей.
 
Велосипед – это не только самый экологичный, но и самый полезный вид транспорта. Я сам стараюсь каждый день проезжать по 20 километров, и всякий раз получаю от этого настоящее удовольствие. К сожалению, для нашей полосы велосипед не может быть всесезонным средством передвижения, но это ни в коей мере не должно препятствовать развитию городской велоинфраструктуры. В наших планах создание 40-километрового веломаршрута, который объединит все районы столицы; организация сети велосипедных парковок; создание велоцентра с открытым кафе и зоной отдыха. Думаю, что уже в близлежащей перспективе можно говорить о создании комплексной велоинфраструктуры, включающей в себя прокат велосипедов и велосервис. Но это произойдет не раньше 2015 года, когда работы по созданию городской велосети будут завершаться. Уже сейчас в Ижевске наблюдается рост количества магазинов по продаже велосипедов и бурное развитие велосервиса, а это значит, что малый бизнес достаточно чутко реагирует на происходящее. Все это создает уверенность в том, что велосипедное движение Ижевска имеет хорошее будущее! 

Богданов Артём. Советник Главы Администрации г.Ижевска.