Проект Хартии Живых городов

Проект Хартии Живых городов

Возврат к списку

ХАРТИЯ ЖИВЫХ ГОРОДОВ

12.07.2015

Разработана в городе Ижевске участниками II Всероссийского Форума Живых Городов. Хартия является живым документом и будет развиваться вместе с городами, разделяющими её.

Участники II Форума Живых Городов считают на данном этапе осознания возможного, что:

Живой Город в основе своей имеет сообщество ответственных горожан – патриотов своего города, которое:

- Системно организует собственное развитие на основе работоспособной платформы коммуникаций и взаимодействия лидеров бизнеса, власти и общества;

- Обеспечивает осознание, согласование и преемственность городского предназначения в поколениях;

- Стремится к субъектности и самодеятельности;

- Способствует самореализации граждан в городском пространстве;

- Взращивает и привлекает компетенции - главный производительный ресурс;

- Ставит экологические, социальные, культурные, эстетические ценности наравне с экономическими;

-  Выявляет и по возможности устраняет проблемы, риски и угрозы счастливой и продуктивной жизни горожан и городских сообществ;

- Содействует органам власти в осуществлении опеки над нуждающимися горожанами, культурным наследием и природным каркасом среды;

- Создаёт и развивает условия для профилактики здоровья горожан;

- Распоряжается имеющимися ресурсами рачительно;

- Культивирует созидательное разнообразие интересов и талантов;

- Обеспечивает равное и справедливое отношение к различным этническим и религиозным группам;

- Обеспечивает личную безопасность горожан, а также правовую безопасность и стабильность, способствующую привлечению инвестиций в город;

- Способствует внедрению современных правовых, финансовых и иных механизмов, процессов и систем, которые способствуют реализации вышеперечисленных задач.

Живые Города разделяют следующие ценности:

  1. Ключевым субъектом развития городов становится городское сообщество – как совокупность формальных и неформальных сообществ и городских лидеров, совместно формулирующих и реализующих повестку непрерывного развития города.

  1. Чтобы быть патриотом города, не обязательно в нём жить. Достаточно им жить и ему помогать. В частности, популяризация города – существенная помощь. Человек может быть патриотом любых любимых им городов. Для этого Живые города обязаны создавать условия и правила. Таким образом и сам город освобождается от границ, становится экстерриториальным явлением, символом, смыслом, действием.

  1. Город должен сочетать системное совершенствование и развитие городской среды, стимулирующей развитие мышления людей и поддержание эффективных коммуникаций между всеми субъектами городской жизни.

  1. Для эффективных коммуникаций, совместной рефлексии, проектирования и созидательного сотрудничества всех субъектов развития города важно создать специальную новую площадку, «пространство вдохновляющего смыслодействия». Для идентификации этого нового градообразующего института экспертами создано понятие – «ХОРУМ»*. Устройство и принципы работы этого пространства должны способствовать глубокому живому общению, открытому исследованию состояния города и возможностей его развития, уважительному диалогу между всеми сторонами, выработке решений и проектированию практических действий по их реализации.

  1. Для объективной оценки текущего состояния, рисков и возможностей городу важно обеспечить раскрытие и систематизацию информации о городе как внутри города так и обмен между городами. Живые города стремятся создать сопоставимые стандарты публичной отчётности и критерии, позволяющие оценивать динамику и показатели развития.

  1. Город обладает собственной этикой, формулируемой посредством культурной политики – городского культурного кода.

  1. Город не может развиваться без предназначения – долгосрочного выбора приоритетов, как отражение собственной уникальности.

  1. Город различает будущее и пролонгируемое настоящее. Поэтому, управление городом разделяется впредь на управление развитием и управление хозяйством. Управление развитием осуществляется городскими сообществами при участии институтов местного самоуправления. Город усложняется и не может управляться впредь эгоцентрически и иерархически.

  1. Город, как субъект мировой экономики, обладает правом предпринимательской деятельности и конкурирует за ресурсы развития как с другими городами, так и с иными предпринимателями. Живой город всемерно содействует предпринимательской активности и развитию предпринимательского мышления горожан.

  1. Эффективность городской среды определяется:

· эмоциональным фоном, регулярными замерами настроений и впечатлений горожан и гостей города – Индексом городского счастья (ИГС);

· не только «показательными районами» в центре, но и физическим состоянием и экономической производительностью худшего из городских кварталов или иной пространственной единицы города (пространственно-экономическая впадина);

· глубиной и качеством переработки отходов (коэффициентом полезного действия отходов - КПДО) – нового городского ресурса.

  1. Любые, существующие и новые, крупные и малые города могут быть живыми.

Авторы Хартии приглашают институты самоуправления, общественные и профессиональные, формальные и неформальные городские объединения (сообщества) и граждан городов присоединяться к начатому нами переосмыслению городского будущего, конструированию и воплощению позитивных изменений, честному соревнованию, ответственному отношению к живому пространству нашей жизни.

Чтобы присоединиться, достаточно опубликовать настоящую Хартию на имеющемся или доступном информационном ресурсе с комментарием о поддержке, признании и следовании Хартии и прислать ссылку по адресу: ____________________. Далее только совесть будет определять способность быть безучастным, участником или Гражданином Живого Города.


* Экспертные заметки с Форума

С чего начинается Город Будущего?

Города переживают кризис самосознания

Иерархическая система «индустриального города» рушится на глазах. Ей на смену прорастает средовая соорганизация усложняющейся городской среды. Сам город превращается из системы в среду. Это заметно по прогрессируюей активизации городских сообществ, росту самоуважения и гражданского позиционирования части горожан, берущих на себя личную ответственность за свой город. «Право на Город» перестало быть аллегорией и всё большим числом людей и их объединений воспринимается буквально.

Традиционная городская «система управления» вынуждена заигрывать с т.н. городскими сообществами. Пока ещё в снисходительно-попечительском тоне. Пока ещё она способна сопротивляться переходу реального управления городским развитием из чиновных кабинетов в городские согласия – сложный, а потому неудобный для простой систематизации, механизм согласований. Однако простейший анализ прошедшего 15-тилетия служит доказательством неизбежного. Соорганизуемые и самоорганизующиеся граждане – ответственные горожане не только способны, но и правомочны непосредственно со-управлять формирующейся городской средой и городским развитием, оставляя исполнительной и представительной власти важные функции управления созданным городским хозяйством – системой жизнеобеспечения.

Одним из средств контроля, управляющего воздействия и ограничения в правах, со стороны системы остаётся побуждение городских сообществ к формализации и учёту. Неформальные деятельные сообщества не считаются полномочными и ассоциируются с протестной угрозой существованию местной власти. Хотя это в корне неверно. В современном высокоскоростном, информационно пресыщенном и разнообразном городском пространстве мотивации к объединениям по интересам и с конкретной целью возникают всё чаще. Эти мотивации очень быстро превращаются в сообщества, и так же быстро пропадают, переключаясь на иные увлечения. Тем не менее, созидательная энергия этих короткоживущих сообществ очень высока. И надо лишь научиться, говоря языком энергетиков, её «снимать» в общую городскую «энергосеть». Собственно общественная энергия становится разновидностью генерируемых городом энергий, (электрическая, тепловая, кинематическая), вместе собираемых в т.н. «умные распределённые сети» - SMART-GREED (SG). В таких сетях неограничиваемое множество энергопроизводителей, их возможных и желаемых объединений, предполагающих заведомое непостоянство. Например, в набирающей вес альтернативной энергетике домохозяйства становятся производителями электроэнергии и продают её в SG, как безадресно, так и конкретным потребителям. И даже имеют право создавать совместных энергопотребителей, чтобы преобразовывать общую электрическую мощность в иные продукты, как для собственного потребления, так и на продажу (3D принтинг, производство продуктов питания, переработка отходов и т.д.). Таким образом, созидание и городское развитие становятся предметом и результатом генерирующих способностей граждан и домохозяйств, объединяющихся на время, по желанию или необходимости в сетевые сообщества – части городской среды. Сложность такой среды и её ключевое отличие от системы заключается в способности не только генерировать энергию и превращать её в продукцию, но и формировать управляющие сигналы – решения, как для всей среды, так и для её частностей. Как в квантовой механике, пара «субъект – объект» может не только переходить из одного состояния в другое, но и быть в обоих состояниях одновременно!

Пришло время признать, что сложившаяся «система городского управления» - действующая модель самоуправления, переходит из властной позиции в подчинённую. Центр, точнее сфера принятия решений о городском «завтра», заключается в сетевой – средовой соорганизации граждан и их объединений многообразных форм.

Процесс перехода не избежит конфликта, требует времени, формирования новых институций, коммуникаций, компетенций. Нам вместе необходимы Воля и Совесть, чтобы конфликт и переход цивилизовать и гуманизировать, не допустить разрастания в жёсткие противостояния.

Создать Гражданский ХОРУМ

Поэтому переход самоуправления из системно-иерархического в распределённо-сетевое – средовое прежде всего требует предельной прозрачности и специального информационно-коммуникационного пространства, выраженного как архитектурной, собранной в пространстве формой и функцией - местом, так и виртуально-вербальным континуумом (множеством удалённых и непосредственных связей, отношений, передач идей, знания и опыта) – возможностью.

Поиск средового Места-Возможности в современном мире идет постоянно. Наиболее показательным является поиск-конструирование Идеального Университета. До появления Интернета все усилия сосредотачивались вокруг кампуса. Кстати, СССР и постсоветская Россия так и не решились на университетский кампус! Видимо потому, что он обладает очень высокой способностью к самоорганизации сообществ, и в системном государстве, - исключительным потенциалом к протестным или проектным выступлениям. Но с появлением возможности сообщаться вне зависимости от места, Университет вышел за границы кампуса. Вебинары, TED-конференции, деятельные сообщества (модерируемое сетевое проектирование, распределённые исследования) и т.п. – продукты университетской самоорганизации, транслируемые в цивилизацию. Однако, кампус никогда не ставил перед собой и посредством себя проектной задачи по образованию и организации Города.

Тем не менее, и в городах идёт процесс соорганизации кампусного типа. Растущая популярность «общественных пространств», «комьюнити-центров», «коворкингов», «центров компетенций», «центров коллективного пользования», интерактивных музеев, «открытых кафедр», «альтернативных «школ», бизнес-инкубаторов и т.п. демонстрирует устремления городских активистов к кампусной самоорганизации. Даже кафе всё чаще превращаются в средства коммуникации, теряя утилитарную доминанту – потребление еды.

Из всей совокупности кампусных институций, требующих места для общения, мы на Форуме Живых Городов в группе «Идея Города» выделили три:

1) «Общественный центр» - способ соорганизации в пространственно-коммуникационную платформу.

2) «Коворкинг» – место для формирования партнёрств и организации проектной, командной и индивидуальной деятельности.

3) «Центр перспективных компетенций» - площадка для оценки трендов, определения и обретения должных способностей и навыков, конструирования будущего, проектирования деятельностей.

Все они в той или иной части дублируют друг друга и очевидно являются предтечей новой синергетической институции и формы, нам пока не известной. Мы решились назвать её:

«ХОРУМ» - пространство вдохновляющего смыслодействия, или рефлексивно-коммуникационная платформа.

В отличие от Университета, Хорум не выпускает дипломированных специалистов. В отличие от кампуса, для Хорума не обязательно жильё.

Название отсылает нас к аналогиям и смыслам, отвечающим ожидаемому качеству: Хорома, Храм, Форум; Кворум, Хор (хоровод) Умов.

HOROOM – английское прочтение, так же подразумевает физическое пространство (Room) человеческой активности (Human Operation).

Все остальные особенности и функции являются предметом проектирования, развития и сочетания (эргономики, трансформируемости и т.п.).

Поэтому, приглашаем всех сторонников Хартии и Формулы Живых городов к проектированию Хорумов и экспериментам.

Собственно Хорум – суть Город, средство и способ сборки, регенерации, развития Города.