Свят Мурунов: «Ижевск живет в вечном конфликте»

Свят Мурунов: «Ижевск живет в вечном конфликте»

Возврат к списку
Свят Мурунов.jpg

Развитие Ижевска – самая актуальная тема сегодняшней информационной повестки. Социальный проектировщик Свят Мурунов изучает городские сообщества по всей России. Он занимается проектированием и брендингом территорий в Москве, Казани, Петербурге, Сочи, Саратове и теперь в Ижевске. В рамках просветительского проекта «Разговор о городе» Мурунов находит исторические идентичности ижевского, называет причины градостроительных конфликтов и определяет вызовы на пути качественного развития столицы Удмуртской Республики.

- Сейчас ваша команда работает над концепцией 12-го микрорайона. Вы не впервые в городе, проводите исследования, и сегодня во время лекции спрашивали у присутствующих, цитата: «Ижевское, это какое?». Как сами ответите на этот вопрос? 

- Ижевск – город с двумя идентичностями, которые никак не синтезируются. Это удмуртская идентичность. Интровертная, природо- и сезоноориентированная. Культура родников, культура некоего созерцания. И вторая - это заводская идентичность. Вручную выкопанный пруд на костях, большое количество военных заводов, оружейники, культура машинерии. Что-то такое закрытое, что-то нечеловеческого масштаба. Эти две идентичности находятся в абсолютном конфликте между собой, и Ижевск сейчас – это город с разорванной идентичностью. Еще в прошлый раз, занимаясь сквером перед 23-й библиотекой, мы вскрыли три базовых смысла города. Во-первых, вспышка. Город развивается не равномерно, бывают какие-то вспышки – бурановские бабушки, ижевская электронная музыка. Неравномерное развитие как раз показывает, что не сбалансирована культура. Кто-то как-то несинхронно взлетел вверх, а потом упал, еще и больно упал. Потому что нет платформы, нет эволюции.  

А второй смысл - в этой интровертности, закрытости. Потому что закрытость присутствует и в культуре удмуртов, и в культуре оборонных заводов - там тайна, а здесь энергия. Два разных типа закрытости. И третий смысл, у нас он звучал как сайкыт [чистый, ясный – удм.]. Это природа, которая является неким примиряющим фактором, несмотря ни на что. Несмотря на то, что вы ее не сделали городской особенностью. Озеленение в Ижевске типично для заводских городов – что растет, то пусть и растет. Абсолютная брошенность, диковатость этой природы. Третий нащупанный нами смысл сайкыт - это ощущение свежести. Все равно город любит воду, любит дождь, туманы, дикую свежесть. Желание и стремление людей хотя бы что-то у себя дома, на балкончике, на подоконничке, на огородике, это воссоздать. Эти три базовых смысла в тот раз помогли нам нащупать примирение этих идентичностей. Но мы только в начале пути на самом деле. 

Ижевск, какой он? Ему на самом деле больно сейчас. Ижевск в вечном конфликте. Этот конфликт начался как раз с периода интенсивного индустриального освоения еще дореволюционного периода, когда здесь начали создание индустриальной культуры. Я не даю сейчас оценки плохо или хорошо, я говорю о неких своих переживаниях и не только своих, но и тех переживаниях, которые удалось здесь считать и почувствовать.  

- Давайте попробуем посмотреть вперед - какие перспективы у города, в чем они?  

- Перспективы Ижевска зависят от самих ижевчан. Здесь что бы мы со стороны не думали, как бы мы со стороны на город не смотрели... Город – это сложная система. Он может стать жертвой привнесенных смыслов. Любая команда с ресурсами может накидать новых смыслов: город-сад, столица чего-нибудь и так далее. Но мне кажется, будущее города определяется самой структурой города. Кто бы ни привнес внешних смыслов, он все равно станет жертвой двух этих культур – удмуртской и заводской. Мы можем экстраполировать текущую ситуацию - этот конфликт будет дальше продлеваться и город будет дальше расслаиваться на места. Например, у вас есть замечательный отель «Бобровая долина». Вот как раз пример прорастания удмуртской культуры в ткани заводского города. Рядом река, срубовой дом, абсолютно все не городское в центре города. Или, например, музей Калашникова – заводская культура. Ярко выраженная, с тиром на первом этаже: пластик, метал, цинковочка. В этом случае город будет дальше расслаиваться на пространства, что будет жестко между собой раззонироваться. Экстраполяция этого не найденного синтеза - она будет дальше разрывать город на части.

Или, например, новая застройка в городе, которая начинает привносить третью культуру, глобальную культуру: Ижевск – это город, претендующий на глобальную роль в каком-то смысле. При реализации эта культура будет испытывать давление или заводской, или удмуртской. В городе есть примеры, когда новая застройка становилась жертвой этого заводского подхода. Объекты жестко вписаны в красную линию без буферных зон, как цеха. Есть границы, мы в них вписали, а где же место для пешехода, где общественное пространство перед домом? Первое что ты видишь, выходя из подъезда – машину, причем ты об нее сразу спотыкаешься. Можно взять глобальную культуру, но все равно при реализации ты об нее споткнешься, потому что каждый метр здесь расписан. 

Вот этот сквер [речь идет о сквере, в котором команда Мурунова проводила «Городскую мастерскую»] он хорош тем, что он и заводской, и удмуртский. Почему заводской – он брошенный. Заводская культура теряет позиции, потому что нам не нужно столько заводов, они начинают дряхлеть и зарастать. Этот сквер брошенностью как раз транслирует заводскую культуру. Во-вторых, он очень грубо сделан, по нему ездили Камазы, тут есть колея, лежат какие-то бетонные блоки. Плюс он прямоугольной формы, абсолютно грубый. Кусок был, его бросили. Второй момент, он удмуртский, потому что к нему прилегают частные дома, часть которых уже снесли и там остались огородики – вишенка, цветочки, что-то еще. Здесь стоит колоночка, и она транслирует нам хорошее – где-то рядом есть водонапорная башня, значит, всегда есть в общественном доступе вода. И это уже ближе к Удмуртии. Поэтому этот сквер, как место показывает, какую площадку в городе ни тронь – все равно будет жертва двух культур или принадлежит к какой-то одной культуре, поэтому при реализации возникнут вопросы. 

И будущее Ижевска зависит от того - сами горожане займутся своей культурой, переосмыслением. Или же они будут думать, как заработать деньги, или как разделить власть. Займутся ли они самым важным городским предназначением – поиском, воспроизводством и сохранением городской культуры. Или же они будут пытаться на этом заработать, или как-то это поиспользовать.

- Кого вы сейчас понимаете под горожанами?  

- Это люди, которые мыслят масштабами города. Они могут быть и чиновниками, и просто пенсионерами, и предпринимателями, и городскими активистами. Если человек мыслит масштабами города и переживает за город, чувствует этот город частью себя или себя чувствует частью города, то можно назвать его горожанином. Этим горожанин отличается от жителя. Житель говорит: «Я здесь живу, какой город не знаю, кроме названия. – Что для вас в городе важно? – Ни важно ничего, кроме моей квартиры, моя хата с краю».

А горожанин - он является жителем, но он знает какой город, чем он отличается. Знает, чем город его вдохновляет, он чувствует свою ответственность за город. Если в городе срубают дерево, ему больно. Если в городе ставят памятник ему хорошо, если памятник имеет отношение к истории города. Вот на примерах кто такой горожанин. А если он еще знает, какую роль город играет в масштабах страны, то он гражданин. Он понимает, что есть еще более крупная система – государство, где Ижевск выполняет свою функцию. У нас сейчас проблема с горожанами и гражданами. У нас есть жители и активисты (люди в поисках горожанства). Потому что нас никто не учил быть горожанами, кроме общих слов – надо быть горожанином. Но никто не раскрывал как это. Вот придти, посадить дерево и прочитать лекцию – это, как минимум, попробовать себя в роле горожанина. Сделать безвозмездно что-то для других в масштабах города. Ну, или возмездно, но хотя бы что-то общественно важное.

- По-вашему, много горожан в Ижевске?  

- Во всех постсоветских городах процент горожан менее 1%. За 27 лет постсоветской рыночной экономики и послесоветской рыночной культуры. Потому что горожанин – это культурное явление, а не экономическое. Понятно, что у него есть четкое понимание, как устроена собственность в городе. Но его мотивы не только экономические, его мотивы культурные. А культурой эти 27 лет никто не занимался. Все занимались выживанием, потреблением, поиском себя. Поиск себя имеет хоть какое-то отношение к культуре, но.… Только-только начинается запрос на горожанство. Хотя у нас администрации часто выдают звание Почетного горожанина. Но оно определяется абсолютно советской логикой – самый старый или самый уважаемый человек, который имеет какие-то заслуги перед городом. Понятно, что туда вряд ли попадут, например, не институализированные художники или не институализированные городские политики, тех сразу выкидывают за борт.  

- Что нужно для появления горожан – время, среда, условия или что-то другое?  

- Мне кажется, что Ижевск этот конфликт, эту свою боль, которую мы поднимали в начале разговора, он пока не берется за нее. Он все пытается впитать в себя лишние знания, пригласить кого-то со стороны, чему-то научиться…  

- Говоря - Ижевск, вы сейчас кого имеете в виду? Администрация, бизнес... 

- Это городские активисты, и администрация, и бизнес. Они избегают главного вопроса, пытаются заместить его. Говорят - «вот мы сейчас съездим туда, поучимся - съездим туда, посмотрим». Нет, ребят. Главный вопрос – кто вы? Пока вы не ответите на него, вы не сможете ответить на вопрос - чего вы хотите. В этом загадка. А Ижевск подменяет этот вопрос на «давайте пока у кого-то возьмем». И это продолжается на моей истории, ну… семь лет точно. Понятно, что эта тема очень болезненна. Сейчас подними дискуссию: «Ижевск – это город удмуртов или город заводских инженеров», и начнется драка, потому что третьего ответа нет. И все боятся этой темы, все ее избегают. Но это ваша идентичность, согласны ли вы или не согласны. Исторические события так сложились, внешние условия, макроусловия такими были, особенно во времена до советского и советского периода, когда город стал таким. 

А вы этого вопроса избегаете. Поэтому сейчас ответ на вопрос «что дальше?» очень простой – начать между собой обсуждать и дискуссировать вот эту идентичность. Условно говоря, перестать смотреть вокруг, больше смотреть внутрь города. Любой городской процесс - проектирование Дня города, сквера, бульвара, музея, чего-то еще - нужно начинать с вопросов «кто мы?» и «зачем нам это надо?». И вовлекать в это обсуждение не только тех, кто вам нравится. Условно говоря - городскую элиту, принадлежащую к заводской культуре, или городскую элиту, принадлежащую к удмуртской культуре, или городскую элиту, принадлежащую к каким-то глобальным культурам. А вовлекать разные культуры. И обсуждать это не через «кто главный», а через синтез давайте попробуем ответить – кто мы, синтезируя вопросы и ценности разных культур.