Клуб модераторов. Для ускорения развития города Ижевску нужны модераторы

В Ижевске что-то происходит, большее — обсуждается. Но диалог растворяется в пустоте – малая его часть превращается в реальные проекты. В связи с этим Ассоциация развития города и Центр прикладной урбанистики Ижевска создали Клуб модераторов. Пришло время подводить итоги первой сессии Клуба и рассказать, как это было.
Клуб модераторов стартовал в августе 2017 года. Изначально была поставлена цель: изучить лучшие методики по управлению групповыми обсуждениями и обменяться личным опытом в области модерации.
Первая сессия проекта объединила 10 участников из общественных организаций и коммерческих компаний. Три встречи Клуба модераторов были посвящены просмотру видео «Городские модераторы» авторства Свята Мурунова с обсуждением и проработкой в игровой форме самых важных моментов. На заключительных встречах первой сессии Клуба участники собрали Карту, где отразили структуру модерации.
— Сейчас мало кто в Ижевске способен понять, что ему нужен модератор, — говорит Елена Колчина, один из организаторов Клуба. — На самом деле, так или иначе, человек с модерационными навыками проявляется в любой ситуации, где возникает конфликт или сформулирована задача, и есть несколько заинтересованных сторон. Посмотрите, это – обычные рабочие процессы в любой компании, а значит, навык модератора нужен всем управленцам. В Клубе мы предлагаем более осознанно взглянуть на процесс решения задач в группах, и изучить несложную технологию модерации. Что должен уметь модератор? Многое. Во-первых, он должен помочь всем сторонам увидеть ситуацию в целом, а это – нетривиальная задача, так как все, даже условный "заказчик" модерации, видит всё со своей, субъективной стороны, и зачастую не все готовы принять во внимание, что существуют точки зрения, отличные от его. Модератор делает это в процессе сбора аналитики и изучения предметного поля. Во-вторых, модератор должен помочь собрать всех включенных в процесс субъектов, и это ключевой момент!
По-настоящему проблема будет исчерпана, только если в процессе выработки решения приняли участие все заинтересованные стороны. Иначе есть большой риск, что решение не будет реализовано. Это называется пригласительная кампания. И в итоге, модератор должен сделать так, чтобы собравшиеся в определенном месте и времени люди пришли к общему видению и общему, компромиссному результату, — объяснила Елена Колчина.
Итак, для более детального понимания разложим процесс модерации по пунктам:
1. Формирование запроса заказчика (проходит в виде беседы)
2. Углубление в ситуацию (здесь нужно понять, какие в системе существуют роли, какие правила действуют, какие ресурсы и какие результаты должны быть на выходе)
3. Анализ системы (выявляются кризисные системы и все заинтересованные субъекты, технология анализа)
4. Сборка (информация собирается, заказчик и модератор совместно формулирует тему модерационной сессии)
5. Непосредственно сама модерация
6. Сопровождение темы (если требуется)
Между тем, по мнению участников Клуба, модератор как специалист будет не актуален, когда все субъекты научатся налаживать коммуникацию на должном высоком уровне. Пока же диалога нет, и вопрос профессионального сопровождения стоит остро.
К слову, пять участников Клуба уже успели провести модерационную сессию на форуме ФАСТ.Экспертиза. По итогам первой сессии мы хотим дать слово модераторам, участникам Клуба модераторов, чтобы сделать выводы по проделанной работе.
Роман Караваев
— Если вы понимаете, что столкнулись с проблемой, которая касается минимум двух разных субъектов, и если вы хотите получить решение, которое бы устроило не только вас, и при этом вы готовы получить такое решение, которое будет принципиально отличаться от всего того, что вы можете придумать в данную минуту, то вам нужен модератор.
В Ижевске есть значительное количество проблем, которые либо не решаются вовсе, либо решаются старыми методами, которые не приносят нужных результатов. Любое решение общих проблем связано с диалогом и коммуникациями всех тех, кого касается эта проблема, отсюда вывод, что при решении данной проблемы необходимо, чтобы эти люди начали между собой взаимодействовать. Но если они будут это делать по привычной схеме, то это приведет к привычным спорам . Да и решение будет выгодно тем, у кого больше власти или решения не будет вовсе. Модератор в данном случае является неким отстраненным человеком, который должен дать право быть услышанными всем сторонам, чтобы в итоге было принято взвешенное и устраивающее всех решение.
Ольга Ирисова
— Роль модератора очень важна в рамках социального проектирования. Ведь когда решается проблема\задача силами тех, кого эта проблема\задача непосредственно касается, важно не только обеспечить культуру коммуникации. Ценность модератора в том, чтобы создать условия, в которых группа придет к качественным изменениям, найдет необходимые решения, которые будут актуальны и значимы для всех.
Ижевску нужны модераторы, способные обеспечить подобную работу. Очень. Большинство городских проблем решается в одиночку активистами и не всегда эффективно. Нам необходимо учиться решать проблемы в партнерстве. В данной картине модератор — субъект извне, он не предлагает решений, он не оценивает, не выступает экспертом. Это тоже непростая задача. Но очень вдохновляющая. Видеть, как включаются люди, как работает их мысль, как меняется отношение к проблеме, как они взаимодействуют между собой и как ты «живёшь» вместе с ними. Клуб возник потому что собрались люди, которым необходима данная компетенция. Мы всё работаем с людьми, сталкиваемся с конфликтами, решаем проектировочные задачи. Мы идём по пути самообразования.
Алексей Шкляев
— Ижевску модераторы нужны для ускорения развития города, запуска городского диалога. Ижевск долгое время был закрытым городом с заводской культурой, игнорирующей местную культуру, это породило скрытые тлеющие конфликты. Решаемые сверху конфликты, без учёта мнений участников, порождают апатию и отчуждённое общество.
Множество вопросов, актуальных для ситуации постсоветской культуры, остаются непроговорёнными, неосмысленными. Отсутствие культуры диалога не даёт возможность осмыслять события, происходящие сейчас, а значит, не даёт возможность развития.
Участие в клубе мне дало возможность освоить технологию модерации Центра прикладной урбанистики. Тоже самое можно было бы сделать и на выездном воркшопе, но это дорого, далеко. Вместо этого АРГО и ЦПУ Ижевск реконструировали технологию, прослушав запись воркшопа Свята Мурунова и проанализировав содержание лекций, в игровом, тренинговом режиме отыграли рабочие ситуации взаимодействия заказчика и модератора, отдельные моменты модерации. Цикл встреч завершился командной модерацией на крупном республиканском мероприятии Фаст.Экспертиза.
Алексей Ефимов
— Мне участие в Клубе модераторов даёт знакомство с людьми, которые так же как и я не равнодушны к развитию Ижевска. Многие сейчас задумываются о развитии тех территорий, на которых проживают. Радует, что в Ижевске существует практика модерации. Вообще, модерация - один из способов поиска правильного вектора развития. Проблем на самом деле хватает и в, принципе, каждую из них можно смодерировать и попытаться решить. Миссия модератора - помощь различным социальным системам найти себя, развивать себя и приносить пользу самим себе и окружающему миру. Хочу сказать огромное спасибо Ассоциации и ЦПУ Ижевска за предоставленную возможность освоить данную технологию и практиковать модерацию на благо развития Ижевска и Удмуртии!
Интересно? Пишите координатору проекта Ольге Ирисовой, присоединяйтесь к Клубу и становитесь модераторами вместе с нами!