Профессиональный взгляд зав.кафедрой социологии Натальи Ладыжец на бизнес-климат Ижевска

Профессиональный взгляд зав.кафедрой социологии Натальи Ладыжец на бизнес-климат Ижевска

Возврат к списку
Наталья Сергеевна ЛадыжецПо инициативе АРГО в сентябре 2013 года было проведено социологическое исследование "Бизнес-климат и инвестиционная привлекательность г.Ижевска". Результаты этой работы мы попросили прокомментировать руководителя исследования профессора, зав. кафедрой социологии УдГУ Наталью Ладыжец.

- Наталья Сергеевна, в ходе исследования Вы опрашивали руководителей бизнеса. Насколько охотно они отвечали на вопросы, или это оказалось не простой задачей?
- Ожиданий простоты, разумеется, не было. Инвестиционная группа АРГО, активно поработавшая весной, составила очень объемный список вопросов для разработки программы и инструментария. Вопросов получилось много, и достаточно сложных. Изначально планировался массовый опрос руководителей бизнеса. Но сразу возникли проблемы финансирования, так как такого рода городские исследования всегда дороги. В результате остановились на варианте Интернет-анкетирования. Социологи знают о том, что число активных респондентов в этом случае оказывается не большим. Но неожиданности случились даже на фоне этого знания.
Во-первых, - было достаточно много отказов. Причиной, в этом случае, была оценка бездействия властей по созданию благоприятных условий ведения бизнеса и повышению инвестиционной привлекательности Ижевска. По мнению "отказников", при сравнении с бизнес-ориентированными политиками развития Перми, Казани, Уфы, - Ижевск откровенно проигрывает. Результатом становится выведение бизнесов на эти территории, со всеми вытекающими для городского бюджета следствиями.
Во-вторых, - нерешенность многих насущных проблем - плохого качества дорог, наличия пробок, отсутствия парковочных мест и проблем логистики в целом - оценивались как сфера непосредственной деятельности городской администрации, в которой позитивной динамики нет. А, если эти проблемы остаются без внимания и финансирования, то к чему вообще эти опросы?
В-третьих, - неожиданно беспроблемным оказалось получение анкет от руководителей крупного бизнеса. И здесь - отдельная благодарность за организационное содействие Андрею Волкову.

- Полученная картина, на Ваш взгляд, насколько объективна и почему?
Всего были получены анкеты от 38 руководителей бизнеса. Выборка была целевая, разведывательная. Пропорции ответов представителей малого, среднего и крупного бизнеса сохранены. Поэтому, несмотря на то, что при таком числе ответов какие-то значимые параметры могут быть упущены, в целом результаты можно иметь в виду в качестве ориентира в процессе принятия управленческих решений. Для получения более точных данных нужно проведение массового опроса, в сочетании с экспертными интервью по разным категориям бизнеса.

- Ожидаемы ли были полученные результаты лично для Вас?
Они были ожидаемы не только в сентябре - перед началом исследования, но и в мае-июне, когда я просила сократить и упростить вопросы, ну, и когда стало ясно, что Интернет-анкетирования не избежать. По содержанию ответов - также, да. На моей выпускающей кафедре социологии защищается много тематически разных квалификационных работ, с обязательным проведением двух исследований. Как правило, это - работа с ижевскими респондентами. Поэтому общая картина "трендов" мнений ижевчан практически сформирована. Полученные результаты более сфокусированы на тематику, отраженную в названии исследования. Но они вполне вписываются в общую картину городских проблем и потребностей.

- Это исследование - один из подготовительных шагов для написания стратегии?
Конечно, было бы результативнее избежать Интернет-анкетирования. Для написания Стратегии развития города чрезвычайно важно мнение экспертов, в частности, - руководителей бизнеса. Полученные результаты, как я уже говорила, можно использовать в качестве ориентиров. А возможности привлечения экспертного сообщества для разработки Стратегии города у АРГО и Ижевска есть. В декабре 2013 г. будет проведен "малый форсайт" по развитию человеческого капитала, а весной 2014 г. - "большой форсайт", непосредственно нацеленный на формирование образов будущего Ижевска и его Стратегии развития.

- Как в дальнейшем АРГО планирует использовать это исследование?
Думаю, что даже Интернет-опросы по разным аспектам городской жизни должны стать регулярными. Если такую моду не пропишут на сайте городской Администрации, активничать придется нам. Что касается результатов проведенного разведывательного исследования, то они не безынтересны не только заказчикам - инвестиционной группе АРГО, участникам опроса и горожанам, но и исполнителям. Теперь мы получили выразительные представления об ограничениях и рисках проведения Интернет-анкетирования в Ижевске. Полученные данные можно мониторить через определенный промежуток времени. А пока аналитику и графическую мини-презентацию можно выставить на сайте АРГО.
- Наталья Сергеевна, спасибо Вам за ответы. Читатели нашего сайта с с результатами данного исследования могут ознакомиться здесь